История колоколов и колокололитейное искусство
Ниже публикуются фрагменты из втором издания книги Н. И. Оловянишникова “История колоколов и колокололитейное искусство” (М., 1912). В них содержится история Царя-Колокола, рассказывается о жизни, знаменитого звонаря А. В. Смагина, отражении колокола в русской литературе и поэзии, устном народном творчестве, преданиях и суевериях и т. д. Не публикуются части книги, повествующие об истории колоколов Западной Европы, подробные описания колоколов Ивана Великого, Ростовской звонницы, Ярославля, Углича. Часть сведений об этом можно найти в работе М. И. Пыляева. Опущены также обширные разделы книги Н. И. Оловянишникова, посвященные технологии отливки и укрепления колоколов на колокольнях, музыкальным их особенностям и проч. В общей сложности публикуется сравнительно небольшая часть труда Н. Оловянишникова, посвященная наиболее интересным колоколам и звонарям России. Названия глав даны издательством. Ссылки и примечания сделаны автором и приводятся без изменения. Непубликуемые части текста книги отмечены отточием (...). Иностранные путешественники о Царь-Колоколе Из колоколов всего света огромнейший и единственный по своей величине есть московский Царь-Колокол. Он был перелит в 1733 г. из колокола в 8000 пуд., отлитого при Алексее Михайловиче. В свою очередь, этот колокол был перелит в 1654 г. из разбитого Годуновского колокола. Адам Олеарий, бывший в Москве в 1636 г., вот что говорит про этот колокол: “на самой середине площади в Кремле стоит чрезвычайно высокая колокольня, называемая Иван Великий (Gross Hans), глава которой обита золоченой жестью, а на самой колокольне множество колоколов”. “Рядом с этой стоит другая колокольня, на которой вылит самый большой колокол, весом в 356 центнеров при великом князе Борисе Годунове (Boris Gudenow). “В этот колокол звонят только во время больших торжеств, или в праздники (Prasnick), как называют их русские, а также при встрече великих послов и при шествии их на торжественное представление. Для звона употребляются двадцать четыре человека и даже более, которые стоят на площади внизу и, ухватившись за небольшие веревки, привязанные к двум длинным канатам, висящим по обеим сторонам колокольни, звонят таким образом все вместе, то с одной стороны, то с другой стороны: “Но при этом нужно звонить осторожно, чтобы избегнуть сильного сотрясения колокольни и возможной опасности от ее падения; для этого наверху, у самого колокола, тоже стоят несколько человек, которые помогают приводить в движение язык колокола”. На колокольнях у них много колоколов, иногда по пяти и шести, и самый большой весит обыкновенно не более двух центнеров; в колокола те звонят, когда созывают в церковь, и когда, во время уже обедни, священник возносит чашу с дарами. В Москве, по множеству церквей и часовен несколько тысяч колоколов, которые, во время Богослужения, производят такой разнообразный звон и гул, что не привыкший к нему, не может слышать его без особого удивления. Один человек может зараз звонить в три или четыре колокола; веревки, за которые звонят, привязываются у них не за колокола, а за языки, и одну из этих веревок звонарь берёт в руки, другие же наматывает на локоть и, таким образом, подергивает их то одну, то другую; при этом звонари, разумеется, должны иметь особый навык, чтобы звонить, как следует. Колокольный звон русские также считают делом необходимым при их Богослужении, полагая, что это последнее не полно без звона. Поэтому русский пристав очень удивился однажды, услыхав, что Шведские Господа Послы, в Михайлов день, говорили, что они также хотели справить свой праздник. “Возможно ли, — заметил пристав, — чтобы они могли справлять в Москве праздник, не взявши с собою колоколов при отъезде в такое далекое путешествие”



Колокол рока
Интересное о колоколах
Колокольчики - Воронежский сувенир


Литье колоколов и сувенирных колокольчиков в Воронеже:
+7 (473) 200-70-26
Воронеж
ул. Промышленная, 4
Создание сайтов